[ english ]
Итак, настала пора, когда…

Итак, настала пора, когда:

  1. Твоя любовь к симулятору Ил-2 Штурмовик (ЛокОн, МСФС) начинает выходить за рамки полетов и тебе хочется её излишек увековечить;
  2. Ты не можешь смотреть, как те жалкие потуги, что в Интернете называют "мувиками", расхваливают и превозносят выше небес, и ты хочешь показать им всем, как надо делать;
  3. Тебя удивляет, как же ТАКОЕ!!! можно сделать из игры? И тебе хочется самому попробовать своими руками и головой поработать, так, из любопытства;
  4. Произвольные сочетания перечисленных выше пунктов или что-либо абсолютно новое….
Тогда ты обратился по адресу.

Для поднятия боевого духа (или ненависти и презрения, или дополнительной порции удивления) можешь скачать и просмотреть то, что здесь уже есть. Можно эту процедуру повторять перед каждым сеансом работы :)

Но одного боевого духа (презрения, удивления) для данной цели оказывается мало… Тебе также понадобятся: прокачанные скиллы терпения и усидчивости, немного ясного ума и прямых рук, компьютер и навык работы с ним, а также целеустремленность. Все остальное мы тебе дадим или расскажем где взять.

Ну, про усидчивость, целеустремленность и прочие качества, необходимые для создания шедевра, ты как-нибудь сам узнай и раздобудь их, а вот на компьютере и навыках я остановлюсь поподробней.

Железо:
  1. Процессор, видеокарта, оперативная память, монитор, дисковая подсистема - чем мощнее, тем лучше (красивей, быстрей, оригинальней), но ориентироваться надо, отталкиваясь от того, что имеется, конечно же. Потому, если сама игра идет у тебя с приемлемым качеством, то, скорее всего, мощностей твоего компьютера будет достаточно.

    Сильно могут помочь и ускорить процесс топовый (или выше среднего) процессор Intel или AMD, мощная видеокарта от nVidia или ATI, 1 гигабайт и больше скоростной двухканальной оперативной памяти, дисковый RAID-массив на SATA или SCSI, очень удобно работать на 19-дюймовом мониторе… Но откуда ж все это взять-то? Потому, как оптимизировать съемку и монтаж на слабых компьютерах, мы расскажем тоже.
  2. Звуковая карта. Тут желательно (но необязательно) иметь отдельное PCI-решение, вроде SoundBlaster, так как интегрированный в материнскую плату звук и USB-звук достаточно сильно нагружают центральный процессор, что губительно сказывается на показателях ФПС во время съемки.
  3. Приветствуются: клавиатура, мышь, джойстик, графический планшет, TrackIR или шлем URGear. И если без первых трех придется трудновато, то без последних можно обойтись запросто.
Программы, которые понадобятся:
  1. Операционная система (лучше было б Windows XP, но можно и другими операционными системами компании Microsoft обойтись). Лучше иметь Windows, работающую с файловой системой NTFS (2000,XP,2003), так как эта файловая система поддерживает файлы размером больше 4 Гб.
  2. Microsoft DirectX 9.0c (чтоб в игре все было очень красиво)
  3. Драйверы на все свое компьютерное хозяйство.
  4. Кодеки (кодеры-декодеры) для работы с видео. Понадобятся обязательно, потому желательно иметь версии посвежее (хотя, если обойтись старыми версиями, то проблем с воспроизведением у зрителей не возникнет, но качество пострадает, скорее всего…). В процессе работы лучше использовать AlparySoft Lossless video codec (взять можно здесь). Кодек российский, бесплатный, но требует регистрации. Для этого после его установки подключаемся к Интернету, запускаем программу-настройщик кодека (Пуск-Программы-AlparySoft-Lossless Codec - Configure AlparySoft Lossless codec), выбираем закладку "Protection Page", щелкаем по ссылке "Register codec", в окне откроется нужная интернет-страница, в строку "Hardware number" копируем из окна программы цифры из поля "hardcoded value" и нажимаем кнопку "Receive key", ниже появится строка "Your code" с кодом, который нужно скопировать в поле "registration code" в программе и нажимаем "ОК". Все, кодек зарегистрирован. Для того, чтоб выложить свой видеоролик в Интернете, придется упаковать полученное видео поплотнее, чаще всего используются кодеки DivX (www.divx.com) и XviD (www.xvid.com).
  5. Программа для захвата видеоизображения в файл - Fraps (оффициальный сайт - www2.fraps.com, но можно найти и поближе). Обратите внимание на то, что последние версии - платные, а версии постарей - freeware.
  6. Программа, которая понадобится для резки и перепаковки видеофайлов (хотя у нее много других полезных функций) - VirtualDub (оффициальный сайт - www.virtualdub.org).
  7. Программа-видеоредактор. Таковых имеется огромное количество, выбор за тобой. Но я бы порекомендовал все же пользоваться Adobe Premiere - несмотря на то, что это профессиональное решение, он вполне удобен для работы и начинающим. Также имеются варианты в виде Sony Vegas (ex-SonicFoundry Vegas), Ulead VideoStudio, Pinnacle Studio, ну, на крайний случай, можно воспользоваться встроенным в Windows простеньким видеоредактором WindowsMovieMaker.
  8. Могут пригодится программы для создания и наложения видеоспецэффектов - Adobe AfterEffects, Pinnacle HollywoodFX и другие. С использованием спецэффектов твой фильм обещает стать просто незабываемым зрелищем для непосвященных (а в особенно удачных случаях и для посвященных). Но такие программы не так уж и просты в использовании. Придется подучиться, поискать уроки, учебники, плагины (дополнительные эффекты) и запастись терпением.
  9. Еще неплохо было бы найти красивые шрифты, которые могут тебе понадобиться для титров (например взять здесь).
  10. Графический редактор, например, Adobe Photoshop. Наверняка пригодится в работе, например, в подготовке титров.
  11. Ну и главное - сама игра, по мотивам которой ты собираешься делать видео. В нашем случае это будет авиасимулятор Ил-2 Штурмовик, но ты сможешь действовать по аналогии и с другими компьютерными играми.
Также необходимы навыки работы с компьютером и программым обеспечением на базе операционной системы Windows.

Перед началом работы надо бы твой компьютер подготовить. Расчистить от всякого барахла жесткий диск, дефрагментировать его. Места понадобится много, меньше чем с 60 Гб свободного места работать будет затруднительно, хотя и возможно. Убрать из трэя лишние программы и выключить ненужные для работы сервисы и службы. Настроить игру таким образом, чтоб при воспроизведении треков не было замираний изображения ("фризов") и ФПС в игре при воспроизведении треков со скоростью -4 (в четыре раза медленней) ниже 20 не падал. Включай/выключай красоты в виде антиалиасинга, анизотропной фильтрации, высокого разрешения, "превосходного" режима, water=1/2/3 и т.д. с указанным условием. Это необходимо для комфортного и гладкого захвата видеоизображения.

Итак, будем считать, что с железом и софтом ты разобрался, настроил, подключил, установил. И, если с большинством из этих программ все более-менее понятно, то на одной мы остановимся поподробней, так как она достаточно специфична. Это Fraps. Данная программа предназначена для захвата видеоизображения. Также у нее есть несколько других полезных функций (таких как счетчик FPS, бенчмарк, захват кадра - "скриншот"), но нас интересует по большей части именно захват. После установки программы нужно ее запустить и перейти на закладку "Movies", где необходимо настроить параметры захвата. Для начала надо выбрать диск и папку, куда будут складироваться захваченные видеоизображения (меняется кнопкой Change). Нужно настроить кнопку, при нажатии на которую будет начинаться и останавливаться захват (необходимо назначать кнопку, которая не используется в самой игре), ее можно отключить синей кнопкой "Disable". Дальше идут параметры захвата: "Half size/Full size" - указывает, какого размера будет захватываемое изображение (Half - половинное, т.е. если у вас в игре стоит разрешение 1024*768, то захваченное будет наполовину меньше, а Full, соответственно, захватывает весь экран с тем же разрешением, с каким у вас работает игра), затем идет количество захватываемых кадров в секунду (ставим 15 fps, зачем - объясню позже), параметры захвата звука - если вы хотите записать кроме изображения еще и звук (выстрелы, взрывы, рев моторов и т.д.), то нужно поставить галочку "Record Sound" и выбрать устройство, с которого будет производится захват звука.

Примечание: Для слабых компьютеров перед захватом желательно поставить в самой игре разрешение не выше 800*600, можно уменьшить глубину цвета до 16 бит, в настройках игры отключить всякие прибамбасы, вроде антиалиасинга и анизотропной фильтрации (в-общем, чем меньше нагрузка на видеокарту, тем глаже пройдет захват). Но пострадает качество картинки…

Программу Fraps необходимо запускать до запуска игры с целью захвата видео. Кстати, боятся счетчика FPS, отображаемого в углу экрана при запуске игры, не стоит, он не захватывается в видеофайл (но если хотите - поставьте на закладке "FPS" точку около "Disabled" - это дело перестанет отображаться).

Само творчество, по уму, должно происходить в несколько этапов:

  1. Планирование.
    У тебя уже есть идея, о чем будет ролик? Есть пара моментов, которые бы ты хотел воспроизвести на видео? Есть сценарий? Есть музыка, под которую будет воспроизводится видеоклип (хотя, конечно, можно и без нее, приложится в процессе). Если этого у тебя еще нет, то как раз самое время продумать все то, что составляет основу клипа. Все равно в итоге получается не совсем то, что задумывал, но приступать без основной идеи негоже, ничего путного не выйдет, так - тяп-ляп.
  2. Подготовка карты.
    Тут придется потрудится в "Полном редакторе" игры. Выбираешь карту (-ы), расставляешь самолеты, наземку, корабли, маршруты, камеры. Занятие кропотливое, причем большую часть времени занимает подгонка под сценарий и тестирование. В принципе, этот этап можно и пропустить, если ты хочешь смонтировать ролик из уже имеющихся у тебя трэков.
  3. Съемка
    Вот это самый ответственный и трудоемкий процесс. Подбор нужных ракурсов, перестановка камер, пересъемка раз за разом. Но, по большей части, именно от этого этапа зависит качество фрагментов и сцен, из которых будет монтироваться видеоклип.
  4. Подготовка фрагментов.
    Перебор отснятого материала, отсечение ненужного, перепаковка, наложение спецэффектов. В-общем все то, что упростит работу на следующем этапе.
  5. Монтаж.
    Сборка всего того, что отснято, в единое целое, наложение музыки, аудиоэффектов. Процесс не менее творческий, чем съемка.
  6. Титрование.
    Может являться частью других этапов, или идти перед названными этапами, но, тем не менее, отдельный процесс.
  7. Упаковка готового видео.
    Сохранение материала в виде, удобном для передачи через Интернет (а иначе зачем ты так старался? :) ).
Естественно, можно действовать не строго в такой же последовательности. Например, можно сначала сделать вступительные титры, снять пару моментов, смонтировать, посмотреть, что получается и продолжить дальше. В такой последовательности обычно работают, когда мало места на жестком диске. Приходится снимать частями, паковать, затем сводить несколько готовых запакованных частей в один клип.

Ну, если, несмотря на все вышесказанное, тебе не стало страшно, приступим к разбору поэтапно.

Планирование.

Подходов может быть сколько угодно. Например, ты услышал музыку, на которую, как тебе кажется, удачно лег бы видеоряд. Или есть тема, на которую ты бы хотел снять ролик, а музыку уже потом найдешь. Или в голове крутится отличный кадр, который ты бы хотел реализовать, а остальное приложится в процессе. И т.д. и т.п.

Но, чаще всего, все же следует тщательно обдумать, что же такое ты бы хотел получить в результате? Более-менее прикинуть, что же понадобится для того, чтобы реализовать твою идею. Составить стройный план в голове, которого будешь придерживаться без отклонений, скорее всего не получится, но иметь хотя бы общую структуру работы и построение сцен желательно. Чтоб потом аврально не начинать все переделывать и переснимать.

Что же может понадобится?

  1. Программы, которые описаны выше. Качаем, покупаем, устанавливаем, разбираемся. Наверняка придется почитать хэлпы, хинты и форумы программ для монтажа и постобработки.
  2. Шкурки (skins) для самолетов, которые будут использоваться при съемках. Считается, что использовать дефолтные шкурки (которые идут с самой игрой) - это плохой тон. Но на это можно и плюнуть. Если они вполне подходят под твою задумку - используй их. Хотя все же использование качественных шкурок, сделанных талантливыми поклонниками игры - признак качественного подхода к изготовлению видеоклипа. Шкурок для различных самолетов в Интернете навалом, но крайне желательно договориться с их автором перед использованием, а в титрах упомянуть "Skins made by (автор шкурки)". Можно и самому изготовить то, что тебе нужно - если есть навык работы в графических редакторах - дерзай. Я слышал, есть даже специальные программки для переделки/изготовления шкурок на самолеты для игры Ил2, но сам их не видел. Если ты желаешь изготовить исторический или пилотажный видеоролик - нестандартные шкурки тебе просто необходимы.
  3. Если это будет что-то с историко-реалистичным контекстом, конечно же желательно почитать соответсвующую литературу по этому периоду, благо таковая дефицитом не является, зайди хотя бы на military.lib.ru. Изучить модели самолетов, локации боев, раскраску самолетов, погодные условия и т.п. просто необходимо, если не хочешь, чтоб твой видеоролик разкритиковали в пух и прах (а если это будет что-то хоть более-менее приличное - разберут все по полочкам и до кадрика, будь к этому готов).
  4. По уму, перед изготовлением кинофильмов делают раскадровку на бумаге согласно сценарию. Лист разбивается на одинаковые прямоугольники и в каждом располагаются схематичные изображения сцен, в том порядке, в каком они будут следовать в видеоролике (что-то вроде комикса). Не важно, как ты рисуешь, главное, чтоб схема, которая располагалсь у тебя в голове, была отображена на бумаге. Так ты сможешь увидеть некоторые накладки, да и в дальнейшем не запутаешься в том, что ты хотел сделать. Кроме того, есть еще один плюс - если ты ленив, то можно ставить себе маленькие цели. Например, снять сегодня сцену №…, и пойти спать :). Хотя можно, конечно же, обойтись без всего этого. Более того, полагаю, что так мало кто делает :) Но это не должно тебе помешать подойти к делу серьезней, чем они…
  5. Понадобится решить, какие карты будут использоваться тобой для съемки. Каков будет вариант съемки: запись в *.trk или в *.ntrk? Есть свои плюсы и минусы у обоих вариантов. В *.trk можно записать только оффлайновые вылеты, зато есть возможность их немного подредактировать уже после завершения вылета, например, переставить камеры. А в *.ntrk можно записать все, что угодно, с любого момента вылета, даже если это будет вылет через Интернет или локалку, но как переделать их уже после съемки я не знаю (да и вряд ли это возможно). Естесвенно, можно комбинировать сетевые вылеты, где тебе смогут помочь в съемках товарищи, с оффлайновыми, где с тобой будут боты, которых ты сможешь расставить, как тебе будет удобно. Для этого понадобятся разные варианты одной и той же карты - для полетов с людьми и для полетов с ботами. Минусы у сетевых полетов - возможны лаги, фризы и прочие неприятности, которые будет видно и при захвате. А плюсы - ты сотоварищи сможете сделать такое, что ботам и не приснится. Актуально для пилотажного видео. Но может помочь и при съемке отдельных эпизодов, которые разбавят динамичностью и непредсказуемостью твой сюжет.
  6. Подумай, может что еще тебе понадобится?

Подготовка карты.

Слава ОМу, игра Ил-2 Штурмовик имеет достаточно широкие возможности для творчества в плане разработки собственных миссий, как сетевых, так и оффлайновых. Я надеюсь ты уже спланировал, что тебе понадобится? Тогда приступай к подготовке карты. В отличие от обычного варианта работы над миссиями, здесь требуется учесть зрелищность постановки. Расставить камеры, чем больше, тем лучше. Ставить их надо в тех местах, где будет производиться съемка сцены (для каждой сцены - отдельно), желательно на разных высотах и в разных точках на одной высоте, чтоб потом при просмотре ты смог выбрать самый красивый ракурс. Обрати внимание на то, что наибольшую динамичность сцене придает полет на малых высотах, потому, если ты делаешь динамичный видеоролик, эффектней производить съемки (на/с) низколетящих объектов, обрати внимание на наиболее известные примеры этого жанра. Также немаловажен выбор непосредственно места съемки сцены. Это, конечно же зависит от сюжета, но так, как карту готовишь ты (или готовят под твоим руководством), есть возможность выбора, допустим, наиболее выигрышного, с точки зрения зрелищности, аэродрома (на окраине города, или высоко в горах, или на острове и т.д.). То же самое относится к расположению противников, наземки. Также необходимо подобрать самое благоприятное для восприятия задуманной сцены время суток на карте, и не забыть про погоду.

Съемка.

Карта готова, все расставлено по своим местам, пора заняться непосредственно съемочным процессом. Съемка каждого эпизода проводится в несколько этапов.
  1. Вылет с записью. Ну, как летать и что делать - тебе лучше знать. Потому здесь и без моей помощи понятно, главное - не забыть начать запись (или нажать на "сохранить" после вылета, если запись ведется оффлайн, через *.trk).
  2. Отсмотр вылета. Запускаешь нужную запись с внешними видами. Смотришь, получилось или не получилось то, что ты хотел показать этим фрагментом. Выбираешь наиболее выгодные ракурсы. Если не получился эпизод - возвращаемся к п.1.
  3. Захват нужного фрагмента Fraps-ом. Так как во Fraps-е имеется возможность назначить кнопку "Вкл/выкл запись", ты можешь записывать только нужный фрагмент, а не все подряд. Просто в нужный момент - Вкл, когда он закончился - Выкл. Запись лучше всего производить при воспроизведении трэка с четырехкратным замедлением (1/4 от нормальной скорости воспроизвдения).
    Примечание: желательно, чтобы во Fraps-е захват был настроен со скоростью 15 fps.
  4. Отсмотр получившегося файла. Выходим из игры, находим нужную запись и смотрим ее. Если все получилось, как ты и задумывал - продолжаем работу над следующим эпизодом, если не получилось - повторяем п.3.

Подготовка фрагментов

Этот этап можно чередовать со съемкой. Отсняв нужный эпизод (кадр, сцену), можно обработать получившиеся файлы *.avi для хранения и дальнейшего монтажа, а также наложить спецэффекты.

Так как Fraps ведет запись в файл формата *.avi не слишком компрессуя поток аудио-видео, на выходе получаются файлы достаточно большого размера с качеством, близким к оригиналу. Чтобы сохранить место на жестком диске своего компьютера эти файлы можно перепаковать беспотерьным кодеком, например AlparySoft Lossless video codec, с помощью программы VirtualDub. Кроме того, нужно сразу же увеличить фреймрэйт до 60 кадров в секунду (это сильно пригодится при ускорении/замедлении фрагментов при монтаже). Также нужно обрезать лишнее.

Для этого запускаем VirtualDub (подразумевается, что кодек и программа уже установлены), открываем через "File-Open video file" нужный файл, просматриваем его, в нужном месте ставим маркеры (кнопка Home на клавиатуре - начало фрагмента, кнопка End - конец). Здесь я должен отметить, что не стоит обрезать кадр в кадр, лучше оставить несколько секунд перед и после, для того, чтоб при монтаже была возможность реализовать плавный переход от одной сцены к другой (например, первая сцена становится прозрачной, а сквозь нее начинает проступать вторая - здесь необходим запас). Затем входим в "Video - Frame Rate", в поле "Source rate adjustments" выбираем "Change to" и ставим цифру 60, нажимаем "ОК". Выбор видеокодека для сжатия производится в "Video - Compession". Пока нам нужен AlparySoft Lossless Video Codec, его и выбираем. Если ты захватывал еще и звук, то его тоже можно сжать, или убрать совсем. Для сжатия аудио нужно включить "Audio-Full processing mode", затем зайти в "Audio - Compression", выбрать и настроить нужный кодек (обычно Lame MP3 с несильной компрессией, но для монатажа лучше оставлять оригинальный звук). Чтобы отключить звук - "Audio - No audio". Можно также сразу наложить эффект "Motion blur" (смазывание краев движущихся объектов для придания кинематографичности) через "Video - Filters". Там нажимаем кнопку "Add", выбираем в списке "Motion blur" и нажимаем "OK" (в принципе, этот эффект можно наложить и позже, при обработке или монтаже в других программах). Чтобы все это не настраивать каждый раз (а то при каждом открытии нового файла все эти настройки придется повторять), можно сохранить профиль с настройками и в дальнейшем его использовать - "File - Save processing settings" (для использования при обработке нового файла - "File - Load processing settings"). Для сохранения подготовленного фрагмента нужно выбрать "File - Save as AVI".

Примечания:
  1. Для примера приводилась работа в VirtualDub версии 1.6.5, в других версиях может быть малость (или совсем :) ) по-другому.
  2. Если при сохранении выскакивает ошибка, то нужно проверить размерность проекта, так как кодеку AlparySoft требуется размерность кадра, кратная 8 (т.е., чтоб сторона кадра в пикселях делилась на 8 без остатка, например в разрешении 800*600 и 800 и 600 делятся на 8 без остатка, тоже и 1024*768 и т.д.).
Для наложения спецэффектов на полученное видео лучше всего пользоваться программой Adobe AfterEffects. В ней вы сможете сделать все, что угодно с вашим видеофайлом - сменить цета, добавить огня (воды, снега, фейрверка), сделать эффект трясущейся камеры, откадрировать, масштабировать и много-много чего еще. Чтобы добиться приемлемых результатов придется помучаться. Ищи учебники, читай мануалы, посещай форумы. В рамках статьи описать возможности этой программы просто невозможно.

Монтаж.

Наиболее удобной для монтажа (на мой вкус, естественно, у профессионалов могут быть другие мнения на этот счет) является программа Adobe Premiere. Возможности этого инструмента весьма обширны, для подробного описания работы в Adobe Premiere придется поискать материалы, примеры, учебники, посовещаться на тематических форумах. Если нужно что попроще, для начала советую программу Ulead VideoStudio. Но немного ей (или другой любительской программой для видеомонтажа) попользовавшись, все равно поймете, что требуется больше, и придете к Adobe Premiere…

Основная задача монтажа - свести воедино все имеющиеся у тебя видео и аудиоматериалы с целью получения видеоклипа. В процессе монтажа придется составлять из имеющихся фрагментов на так называемом "монтажном столе" программы единую последовательность изображения и звука. Обычно можно обрабатывать сразу несколько слоев видеоизображения и несколько аудиопотоков. Чаще всего можно обойтись одним видеослоем и двумя аудиослоями (один с музыкой, второй со звуками из игры - выстрелы, взрывы, звук моторов, радиопереговоры и т.д.). Обычно в мувиках по мотивам компьютерных игр ведется подгонка видеоизображения под музыку. Для этого на аудиослой перетаскиваем нужный аудиофайл (желательно в формате *.wav, причем лучше скопированный с CD, а не переформатированный из MP3-файла), а на видеослой - нужные видеофрагменты (при этом не забывай, что запись велась с замедлением в четыре раза, потому эти фрагменты надо будет ускорить. Это позволяет сделать любая программа-видеоредактор для каждого фрагмента отдельно). После чего потребуется подвигать фрагмент по слою, ускорить/замедлить его, чтоб происходящее на экране совпало с тактом музыкального сопровождения.

При изготовлении видеоклипов требуется придерживаться нескольких правил (хотя вы художник, вам виднее, а это просто советы):
  1. Разрешение проекта лучше привести к стандарту PAL 720х408 (для видеоролика с соотношением сторон 16:9, т.е. с черными полосами сверху и снизу экрана). Причин несколько: во-первых повышение комфорта при просмотре, во-вторых возможность масштабировать, панорамировать и передвигать изображение в кадре (ведь захватывали вы 1024*768 или 800*600, т.е останется еще невидимое в кадре пространство, в рамках которого вы и сможете передвигать изображение)
  2. Не используй затянутых по времени фрагментов (конечно же, бывают и исключения, но пользоваться нединамичными фрагментами все время - значит заставить зрителя зевать и отвлекаться :) ). Обрати внимание на наиболее известные ролики по игре Ил2 - чаще всего в них происходит частая постоянная смена сцен, резкие переходы. Это придает динамичности видеоролику, повышает его смотрибельность тем, что зрителю приходится постоянно следить за происходящим, не отвлекаясь от просмотра. Повторюсь - исходя из смысла ролика, его сценария, можно и нужно нарушать это правило, т.е. использовать в череде быстросменяющихся сцен затянутые, особенно, если используемая музыка этого требует в данный момент.
  3. Обрати внимание на художественные кинофильмы - там при изображении, например, беседы, сцена строится таким образом - один говорящий показывается крупным планом смотрящим на собеседника направо, а отвечающий наоборот - налево. Зачастую это разбавляется крупным планом беседы, где собеседники находятся друг напротив друга - первый сидит слева, а второй справа. Этот ход необходим для того, чтоб сориентировать зрителя в происходящем. То же самое относится к батальным сценам - одна армия движется по экрану слева направо, другая - ей на встречу, справа налево. Все это разбавляется кадрами удаленного вида сверху или сбоку. При показе погони обычно все движение происходит тоже в одну сторону. Для смены направления съемки в таких случаях используются промежуточные сцены с перемещением камеры, например съемка облета погони или поля боя на вертолете. То же самое стоит учитывать при съемке своего видеоролика, допустим, самолеты ВВС РККА до начала боя летят справа налево, а самолеты Люфтваффе - слева направо. Это добавит зрелищности и не будет вводить зрителя в заблуждение. Конечно же, это следовало предусмотреть еще при съемке, но можно и перевернуть нужный кадр зеркально при монтаже (главное, чтоб в глаза не бросались цифры, буквы и другие отличительные признаки).
  4. Не стоит затягивать сам видеоклип. Оптимальное время - 3-4 минуты действия. Исходя из этого стоит подбирать музыку для мувика, а отсюда и производить монтаж сцен. Даже если ролик динамичный и красивый, просмотреть его на одном дыхании при продолжительности большей, чем указанная, крайне трудно. Зритель начинает зевать, отвлекаться и, в итоге, он не поймет сути ролика, или недосмотрит его. Даже привлекая его внимание яркими картинками, динамичным действием вы не сможете удержать это внимание дольше. Проверено опытом просмотра большого количества видеороликов.
  5. Крайне желательно разнообразить аудиоряд клипа звуками выстрелов, взрывов, моторов, радиопереговоров. Причем необязательно из игры. Можно скачать звуки настоящих выстрелов, взрывов, моторов, или вырезать их из художественных или документальных фильмов. Можно использовать записи реальных радиопереговоров или записи переговоров из программы TeamSpeak, которой пользуются многие виртуальные пилоты для координации действий при полетах он-лайн. Опять же, использование такого рода звукового сопровождения добавит зрелищности твоему видеоклипу, привлечет к происходящему на экране внимание зрителя.

Титрование.

Как говорилось выше, для титрования лучше использовать нестандартные шрифты. Найти их можно в Интернете, а можно купить диск или насобирать у друзей. Выбор огромен и потому решать тебе, какой больше подойдет. Для титрования можно воспользоваться встроенными возможностями Adobe AfterEffects, Adobe Premiere или плагинами для них, например Boris FX Title toolkit. Разнообразить титрование может помочь и плагин для АЕ - SoundKeys от Trapcode (позволяет достаточно быстро связать звук с изображением, например, двигаться буквам в такт музыке). Обычно используются вступительные и финальные титры. В качестве вступления обычно используется логотип производителя, автор(ы) и название видеоклипа (если таковое имеется). Если мувик исторический, то можно остановиться подробней на предшествующих действию ролика событиях (например, "22 июня 1941 года фашисткая Германия вероломно…… и т.д."). В финальных титрах можно пояснить, чем дело закончилось. Также в конце обычно упоминается название музыкальной композиции, используемой в ролике, а также ее исполнитель, а иногда и программные и аппаратные средства, используемые при создании мувика. Это дань уважения разработчикам, авторам и зрителям (многим интересно, что за музыка играет в клипе, какие программы использовались и т.д.). Естественно, приветствуется творческий подход и к титрованию тоже. Потому удачно применив что-нибудь, отличное от стандартных ходов, можешь снискать еще толику уважения. В голливудских фильмах на этом тоже часто играют, создавая нестандартные титры. Вспомни, к примеру, финальные титры к худ.фильму "Семь" Финчера, которые шли не снизу вверх, как обычно, а наоборот.

Полученные в результате творческого процесса титры нужно сохранить в виде видеофайла с такими же параметрами, что и основной проект, и интегрировать их в этот проект, добавив необходимые эффекты.

Упаковка готового видео

Для того, чтобы твой видеоролик смогло оценить как можно большее количество зрителей, его придется выложить на каком-нибудь ftp-сервере или Интернет-сайте. Здесь потребуется извернуться так, чтоб и файл занял как можно меньше места (и, соответсвенно, быстрее и чаще скачивался) и, в тоже время, не потерял много в качестве. Для этого потребуется сжать его одним из распространенных (чтоб все смогли посмотреть) кодеков. Пока, если ты действовал согласно приведенному выше плану, у тебя должен иметься проект, состоящий из видео и аудиорядов, который проигрывается только в программе-видеоредакторе. Для начала стоит перегнать его в видеофайл с минимальным сжатием (можно воспользоваться опять же беспотерьным кодеком) или вообще без сжатия (но для этого требуется много места на жестком диске и файловая система NTFS, так как у FAT32 ограничение на размер файла 4Гб.). Полученный видеоролик можно оставить себе и показывать друзьям с максимальным качеством. А можно проект (пока он еще не файл) перегнать прямо на DVD со сжатием в MPEG2 (Adobe Premiere 1,5 позволяет это сделать). Итак, получили файл громадного размера, но с превосходным качеством. Для его упаковки нам понадобятся кодек и программа VirtualDub. О работе с VirtualDub (и о кодировании в том числе) говорилось в разделе "Подготовка фрагментов", только на этот раз придется воспользоваться кодеком DivX или XviD (лучше всего именно ими, так они достаточно распространены, и, скорее всего, уже установлены на компьютерах зрителей). Параметры кодирования настраиваются для кодеков по кнопке "Configure" в окне выбора кодека программы VirtualDub. Потому, для получения оптимального результата тебе придется поискать в Интернете инструкции по работе с кодеками. После нескольких попыток найдется нужный вариант, в результате у тебя будет файл, который можно размещать в Интернете, не стеснясь качества изображения и звука.

Еще один вариант: можно воспользоваться встроенными в Windows кодеками для получения файла формата *.wmv. Сделать это можно во встроенном в операционку видеоредакторе Windows MovieMaker. После открытия программы надо добавить туда файл (он разобьется на много фрагментов), выделить все фрагменты, перетащить их на монтажный стол внизу экрана и выбрать пункт "Завершение создания фильма - Сохранение на компьютере", после чего следовать указанием мастера сохранения, не забыв указать необходимые параметры битрейта в выпадающем списке в поле "Другие настройки" на второй странице мастера (для MovieMaker 2.1). Воспроизводиться такой файл должен без проблем на всех компьютерах зрителей, у которых установлена операционная система WIndows. Минус - недостаточно гибкие настройки кодеков, только выбор из имеющихся пресетов.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается :) На самом деле для создания высококачественного оригинального ролика уйдет несколько месяцев (с условием, что ты нормальный человек и тебе надо вылетать в он-лайн проекты, догфайты, тренироваться, участвовать в форумах и в оставшееся время работать, проводить время с семьей и друзьями :)) ). Наберись терпения и не торопись, тогда результат превзойдет даже твои ожидания. Удачи !!

Видеоклипы по игре Ил-2 Штурмовик, которые рекомендую посмотреть, чтобы знать, к чему стремиться:

(искать и скачивать придется самому)

Come With Me (автор: RC_Kedik) - отличная работа с камерой, филигранный монтаж, оригинальные эффекты, в-общем, один из лучших образцов жанра

Pacific (автор: RR_Mako) - необычное и оригинальное решение с цветами, отличная постановка и работа с камерами.

Истребители (Fighters) (автор: RR_Mako) - по мотивам (и с использованием кадров) фильма "В бой идут одни старики", очень оригинально и качественно исполнено.

Open Your Eyes (автор: RR_Gothrom) - очень динамичный, красивый ролик, один из пионеров жанра в плане применения спецэффектов, работы с камерами на протяжении всего ролика

Another Day (автор: Arthur "Davinci" Lewis) - сильная с эмоциональной точки зрения постановка (сценарий).

Desert Eagle (автор: RussAn-2) - отличная работа с камерами, интересная постановка, использование звуков не из игры.

The Entertainer (автор: Apina (Lelv30)) - не поверите, но это мувик-прикол, с использованием комбинированных съемок и актеров. Очень оригинально.

В небе Ленинграда (автор: AcE) - выдающаяся постановка, масштабный, эмоциональный, красивый исторический видеоролик.

How Bitter a Victory (автор: Benjamin Pond) - показывает, как можно применять спецэффекты, некоторые из которых весьма оригинальны.

Mitchell (автор: Maximum Bob) - посвящение авиаконструктору R.J. Mitchell-у, создателю легендарного истребителя Spitfire. Высококачественный и высокохудожественный мувик, отличная работа с камерами, эффектами, монтаж.

Pattuglia Acrobatica Virtuale (автор: Stefano "Capo" Caporelli) - высший пилотаж в игре Ил2 в исполнении итальянских пилотов.

Haute-Voltage (автор: Stefano "Capo" Caporelli) - высший пилотаж в игре Ил2 в исполнении итальянских пилотов.

Requiem (авторы: I/JG54_SerpentBlade, I/JG54_XPC) - классика жанра, один из первых мувиков по игре Ил-2 Штурмовик. Отличная постановка, интересные находки в плане монтажа и работы с камерами.

Retribution (автор: Scragbat) - образец постановочного видеоклипа, истории одного боя.

Prophecy (авторы: Sunstar Entertainment) - масшатабная историческая постановка.

Также осмелюсь рекомендовать к просмотру свои видеоролики: La5FN-Superbeast, Bf109 и Der Angriff (автор — я, то есть =PB=DragonSkull).

Часть из них можно найти на сайте «Пилотажное видео», часть на ftp.redrodgers.com

Ссылки:

Форумы авиасимуляторов: Форумы и сайты, посвещенные видеомонтажу, видеообработке и проч.: Я думаю, найти все остальное, на что я дал ссылок, не составит труда. Юзай поисковик.
27 сентября 2005 года в 18 часов 34 минуты, =PB=DragonSkull, e-mail
Статья прочтена 32102 раза
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 4100141037175 (Пилотажное видео)